1 ."К 300-летию Кузбасса"

К 300 – летию Кузбасса

 

 Люблю тебя, мой край родной,

 

Твои поля, леса и горы

 

С тобою связана судьбой,

 

И здесь проходят мои годы.

«Кузбасс – мой край родной».
В 2013 году область отметила 70-летний юбилей. 26 января 1943 года Президиумом РСФСР было принято решение об образовании Кемеровской области. Наша Кемеровская область расположена в центре России, почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Широта, на которой расположена область, соответствует широтам Челябинской, Московской, Камчатской областей. 
По площади Кемеровская область самая маленькая в Западной Сибири, но она значительно превосходит по площади ряд зарубежных стран Европы – Австрию, Венгрию, Ирландию, Швейцарию, Бельгию. Но это самая густонаселенная область Сибири. Здесь проживают более 3 млн. человек. 
Преобладающие виды растительности – таёжная и лесостепная. 
Природа Земли Кузнецкой неповторима, уникальна: высокие, покрытые вечными снежниками горы, тайга, прорезанная лентами рек, степные просторы, самые разнообразные растения и животные, богатые недра: каменный уголь, железные, медные, полиметаллические руды, золото, мрамор и другие.Здесь солнечный ветер над снежным покровом,
Дыханье мороза и запах кедровый,
Медовые соты,
Настой черемши
И щедрый размах хлебосольной души!

(Геннадий Юров)

Хорошо развиты в области транспорт, наука, культура и спорт. Насчитывается более 300 памятников природы и большое количество памятников культуры. 
На территории нашей области протекает много рек. На берегах кузбасских рек выросли города, из 20 городов, 7 насчитывают более 100 тысяч жителей.
Административная столица области – Кемерово, город химиков.
Новокузнецк – южная столица, крупный промышленный центр Сибири.
Прокопьевск и Киселёвск – «жемчужины» угольной промышленности.
Города энергетиков – Мыски и Калтан.
Мариинск – «золотые ворота» Кузбасса, город деревянного зодчества, город музеев и необычных памятников.
Таштагол, Шерегеш – туристические центры.
Горную Шорию называют «Сибирской Щвейцарией».
Хотя Кемеровская область самая маленькая по площади в Сибири, наш Кузбасс известен во всем мире.

Занятие «Герои Кузбасса- защитники Отечества».

Цели: расширять знания детей о героях родного Кузбасса, защитниках Отечества.Воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины.

Задачи: сохранять память о подвигах героев Отечества, воспитывать любовь к Родине.

 

 Герои Кузбасса

Прекрасен наш край и ему посвящены такие строчки: 
Если в карту Сибири всмотреться 
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!»
                                                             (Г. Юров)

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим!
                                            (Степан Торбоков)

Герб Кузбасса отражает славу, богатство и гордость родного края. Щит обрамлен золотыми дубовыми ветвями – символом могучего Российского государства, в которое входит область. В основании щита – зеленый цвет – символизирует богатство природы. Черный треугольник – черное золото Кузбасса – уголь. Красные треугольники – символ раскаленного металла. Кирка и молот – символ рабочих. Колосья – символ развитого сельского хозяйства. Красные ленты, переплетающие венок – символизируют две высокие награды области – два Ордена Ленина (1967 и 1970 гг.). Венчает щит – корона в виде стилизованной полной чаши – символизируя богатство края.

Знакомство с гербом родного города Кемерово

Цели: воспитание патриотических чувств –любви и гордости к родному краю.

Знакомство с элементами герба города Кемерово.

Задачи: развивать познавательный интерес к истории родного края.Знакомство с Гербом

 

 

14.01.2021 года в подготовительной  группе  с воспитанниками было проведено занятие по теме «С любовью к Кузбассу!». Занятие начиналось с прослушивания гимна Кузбасса. Наталья Васильевна уточнила с детьми понятия «Кемеровская область – Кузбасс». По окончанию занятия воспитанники сделали вывод о важности данного события.

Также детей познакомили с гербом  города Новокузнецка.

 План мероприятий к празднованию 300 летия Кузбасса.

План мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия Кузбасса

МБДОУ  «Детский сад № 31»

 

2020-2021 учебный год

 

Познавательный  час «Многонациональный Кузбасс»

Октябрь

НОД  «Я живу в Ленинске - Кузнецком»

Ноябрь

Творческая мастерская «Подарок к юбилею Кузбасса»

Декабрь

Квест- игра «Тропки родного края»

Январь

Спортивная эстафета «Сила Кузбасса»

Февраль

Игра - Что? Где? Когда? «Путешествие по родным местам»

Март

Фотовыставка «С днем рождения Кузбасс!»

Апрель

Музыкальный праздник «С днем рождения Кузбасс!»

Май

 

 

 

2. Многонациональный Кузбасс.

 Познавательный час «Многонациональный Кузбасс»

 

Цель: Знакомство детей с коренными  жителями Кузбасса (телеуты, шорцы); с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания.

Задачи:

Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом;

Воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, независимо от национальности.

Оборудование: карта мира и  Кузбасса, указка; картинки для выставки; фломастеры; раскраска.

 

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Посмотрите, как нас много в группе, и какие все мы разные. А что нас  объединяет? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в один детский сад, в одну группу, живем в одном городе, области, стране. А кто может назвать, в какой области мы с вами живем? Город? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, мы живем в городе Топки,  и называют нас как? (ответы детей), мы живем в Кузбассе, и называют нас (ответы детей), мы живем в России, и называют нас (ответы детей)

А тех,  кто живет в Польше? Англии? В городах Москва? Новокузнецк? (ответы детей),

Что больше по площади, Кемеровская область или город Топки? Почему? Кемеровская область или Россия? (ответы детей),

Кто может показать размеры России?  Кемеровской области? (на карте).

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? (ответы детей),

Почему, какие еще национальности вы знаете? (ответы детей),

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы это телеуты и  шорцы. Да, ребята, телеуты и шорцы являются коренными народами Кузбасса, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает.

Воспитатель:   Ребята сегодня  предлагаю вам,  посетить интересную выставку, которая, поможет нам поближе познакомиться с коренными жителями Кузбасса.

Закройте глазки и повторяйте за мной:

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза

А у нас тут чудеса….

(Пока дети стоят в кругу, закрыв глаза,  убирается ширма, перед детьми предстает выставка.)

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Коренные жители Кузбасса».

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (рассказ сопровождается демонстрацией картинок). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация картинки). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении. Это был и врач, и советчик, и мудрец, и провидец, и бюро погоды, а также волшебник. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Сейчас на различных национальных праздниках шаман, как и прежде, входит в свои обязанности. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус (показать картинку комус).

    Воспитатель: Ребята, как и у нас с вами есть любимые игры, так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и  я предлагаю вам сыграть. (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как  красиво и интересно одеты девушки и парни. (показ картинки). На девушке кунёк – рубаха синего цвета длиною до пят, на груди мелкие застёгивающиеся пуговицы. Полы обшиты лентами из чёрной ткани. На груди халата с подкладом украшения из ряда пуговец – раковин «каури чаланбаш» или вышивкой геометрического узора из цветных ниток. На голове плат (платок) красного или жёлтого цвета.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами тоже будем шорскими мастерами и украсим их национальный костюм. (Шаблон из бумаги, фломастеры).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести такие слова.

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И в детский сад вернемся.

Воспитатель:

- Что нового мы с вами узнали на занятии?

-Что сегодня интересного было?

- Что было трудно? Какие задания вы выполняли?

Воспитатель: - Ребята, мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом.

 

 

 

 

 

(На экране появляется плакат «КУЗБАСС»)

Это Сова напоминает нам, что нужно беречь нашу малую Родину.

 Давайте станем защитниками природы родного края!

 

 

НОД «Я живу в Ленинске - Кузнецком»

 

 (конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей среднего

дошкольного возраста)

Тема:

«Путешествие по родному городу»

Цель: расширение представлений у детей о малой родине.

Задачи:

Образовательные:1.Уточнять представления детей об учреждениях и достопримечательностях города.

Развивающие:2.Развивать восприятие через различные анализаторы (зрительный, обонятельный, слуховой и двигательный) Развивать через умение отвечать на вопросы.

Воспитательные: 3. Воспитывать патриотические чувства: гордость, любовь к родному городу, желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Материал  и  оборудование:

экран,  ноутбук,  презентация  с  фотографиями

учреждений и достопримечательностей города;

Словарная работа:

Ленинск - Кузнецкий, Кемеровская область (Кузбасс), Ленинск-Кузнечане, малая родина.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы: В. Степанов «Что

мы Родиной зовем», рассматривание фотографий родного города, беседы о памятных местах  города,  рассматривание  атрибутики города  Ленинска - Кузнецкого  (флаг,  герб); 

дидактическая  игра  «Угадай»,  «Назови  по  фотографии»,  вырезывание  детьми  цветов (бутона) из цветной бумаги.

Ход занятия:

I. Орг.момент-

Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся!

1.Психогимнастика «Передай тепло».-

Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод,

покажите свои ладошки, потрите их

друг  о  друга.  Что  вы  чувствуете?  (тепло). Это  тепло  добрых  рук  и добрых  сердец.

Поделитесь своим теплом со своими друзьями, протяните друг другу свои ладошки.-

Мне очень приятно, что вы такие добрые ребята.

II. Введение в тему

 

Расскажу я вам, друзья,

Про красивый славный город!

Здесь живет моя семья,

Этот город всем нам дорог!

Любим

мы по улицам

Весело гулять,

Разноцветною листвой

Друг друга в парке осыпать!

Как прекрасен город наш,

Осенью и летом,

В зелень убранный весной!

Чистый, светлый и уютный!

Радует он глаз,

И зимой морозной, вьюжной!-

Ребята, вы догадались о чём мы сегодня с вами будем беседовать? (о нашем городе). 

 

 

Ребята, а вы знаете, как называется город, в котором мы живем?

Дети: Ленинск- Кузнецкий -Правильно, ребята, мы живем с вами в красивом городе Ленинске- Кузнецком. А как называют жителей города Ленинска-

Кузнецкого? (Ленинск- Кузничане). Давайте все вместе повторим, в каком городе мы живем (Дети повторяют).

Познавательный час «Многонациональный Кузбасс»

 

 

Цель: Знакомство детей с коренными  жителями Кузбасса (телеуты, шорцы); с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания.

Задачи:

Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом;

Воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, независимо от национальности.

Оборудование: карта мира и  Кузбасса, указка; картинки для выставки; фломастеры; раскраска.

 

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Посмотрите, как нас много в группе, и какие все мы разные. А что нас  объединяет? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в один детский сад, в одну группу, живем в одном городе, области, стране. А кто может назвать, в какой области мы с вами живем? Город? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, мы живем в городе Топки,  и называют нас как? (ответы детей), мы живем в Кузбассе, и называют нас (ответы детей), мы живем в России, и называют нас (ответы детей)

А тех,  кто живет в Польше? Англии? В городах Москва? Новокузнецк? (ответы детей),

Что больше по площади, Кемеровская область или город Топки? Почему? Кемеровская область или Россия? (ответы детей),

Кто может показать размеры России?  Кемеровской области? (на карте).

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? (ответы детей),

Почему, какие еще национальности вы знаете? (ответы детей),

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы это телеуты и  шорцы. Да, ребята, телеуты и шорцы являются коренными народами Кузбасса, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает.

Воспитатель:   Ребята сегодня  предлагаю вам,  посетить интересную выставку, которая, поможет нам поближе познакомиться с коренными жителями Кузбасса.

Закройте глазки и повторяйте за мной:

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза

А у нас тут чудеса….

(Пока дети стоят в кругу, закрыв глаза,  убирается ширма, перед детьми предстает выставка.)

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Коренные жители Кузбасса».

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (рассказ сопровождается демонстрацией картинок). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация картинки). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении. Это был и врач, и советчик, и мудрец, и провидец, и бюро погоды, а также волшебник. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Сейчас на различных национальных праздниках шаман, как и прежде, входит в свои обязанности. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус (показать картинку комус).

    Воспитатель: Ребята, как и у нас с вами есть любимые игры, так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и  я предлагаю вам сыграть. (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как  красиво и интересно одеты девушки и парни. (показ картинки). На девушке кунёк – рубаха синего цвета длиною до пят, на груди мелкие застёгивающиеся пуговицы. Полы обшиты лентами из чёрной ткани. На груди халата с подкладом украшения из ряда пуговец – раковин «каури чаланбаш» или вышивкой геометрического узора из цветных ниток. На голове плат (платок) красного или жёлтого цвета.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами тоже будем шорскими мастерами и украсим их национальный костюм. (Шаблон из бумаги, фломастеры).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести такие слова.

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И в детский сад вернемся.

Воспитатель:

- Что нового мы с вами узнали на занятии?

-Что сегодня интересного было?

- Что было трудно? Какие задания вы выполняли?

Воспитатель: - Ребята, мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом.

 Спасибо вам за занятие, мне было с вами очень интересно, надеюсь, что вам тоже!